№1
Маршрут выходного дня для детей и родителей
к братской могиле, расположенной в аг. Буда
Вид маршрута: пеший.
Возраст воспитанников: 5-6 лет.
Общее расстояние: от детского сада до памятника 500 м.
Продолжительность по времени: 30 минут.
Опасные участки по ходу маршрута: переход проезжей части.
Историческая справка
Братская могила аг. Буда, Дубровенский район, Витебская область
Место нахождения:аг. Буда (Пироговский сельсовет)
Справа от магистрали Москва – Брест (М-1 / Е-30)
GPS – координаты:ш.54,65,89д. 30,6596
Год создания и реконструкции:1941-1944г.Памятник – 1960 г.
Замена -2008 г
Описание мемориала:памятник, воин, стоящий в полный рост с щитом в руках был разрушен, и в 2008 году установлен новый памятник в виде креста с изображениями с двух сторон и надписью: “Вечная пам'ять Защитникам Отечества, погибшим в боях за освобождение Дубровенского района в октябре 1943 – июне 1944 годов”. Мрамор черного цвета, высота памятника 2,5 м,. размеры захоронения 10х17м.
Количество захороненных воинов: 4002 известных погибших в годы Великой Отечественной войны при освобождении Дубровенского района на территории деревень Жабыки, Заволны, Завьялы, Загрядно, Ласырщики, Лобаны, Новое Село, Осиновка, Ступаки, Шабаны, Шалашино
Сведения о военных исторических событиях местности, об уроженцах населенного пункта, отличившихся в боях:
Дубровенский район был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками 17-20 июля 1941 года. Территория района входила в зону действий партизанской бригады Константина Заслонова, партизанского отряда «Грозный», спецотрядов «Мститель» и «Сокол», подпольные организации действовали в п. Осинторф и д. Новая Тухинь, группы в г. Дубровно и на ст. Осиновка. При партизанских соединениях действовали Дубровенский райком партии и Дубровенский райком комсомола.
С октября 1943 года по июнь 1944 года на территории района проходила линия фронта.
Полностью район освобожден 26 июня 1944 года войсками 31-й и 11-й гвардейской армии 3-го Белорусского фронта.
Содержание беседы с ребёнком по ходу движения по маршруту:
1. Спросите у ребенка, знает ли он что-нибудь о Великой Отечественной войне.
2. Расскажите, что 22 июня 1941 года – одна из самых печальных дат в истории Беларуси. Это день начала войны. В этот далёкий летний день люди занимались обычными делами: школьники готовились к выпускному балу, девочки играли в «дочки-матери», мальчики скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами… И никто не подозревал, что счастливую мирную жизнь разрушит война. На нашу Родину напали фашисты.
И люди пошли воевать, защищать свою землю. Долгих четыре года шла война. Много солдат и мирных жителей погибло в годы Великой Отечественной войны.
3. Поинтересуйтесь у ребенка: "Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны?", "Как люди сохранили память о войне? (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях; сняты кинофильмы; в городах и селах поставлены памятники, обелиски, братские могилы и т.д.)".
4. Поясните, что «брастская могила » — это групповое захоронение массово погибших (умерших) примерно в одно время, часто в результате военных (боевых) действий.
Ход экскурсии
Предложите ребенку рассмотреть братскую могилу . Обратите внимание на мемориальные плиты, на которых написаны фамили погибших советских воинов в годы ВОВ.
Поинтересуйтесь у ребенка, знает ли он, как чтят память о погибших во время войны? (Приносят цветы, минутой молчания, салютами и т.д.)
Уточните, знает ли ребенок, что такое «минута молчания»? Как нужно вести себя в это время? (Минута молчания – символический ритуал, во время которого нужно встать и молча почтить память о трагических событиях и погибших героях).
Предложите ребенку почтить погибших воинов минутой молчания, затем возложить цветы.
В завершение экскурсии можно сделать фото на память о выходном дне.
После экскурсии рекомендуем:
- рассказать ребенку о своих родственниках, участниках Великой Отечественной войны (если таковые имеются);
- разучить стихи о Дне Победы;
- рассмотреть иллюстрации, фотоальбомы о защитниках Отечества;
- предложить ребенку нарисовать, что больше всего ему понравилось во время экскурсии.
№2
Маршрут выходного дня для детей и родителей
к бюсту Героя Советского Союза Ю.В.Смиронову
Вид маршрута: пеший.
Возраст воспитанников: 5-6 лет.
Общее расстояние: от детского сада до памятника 700 м.
Продолжительность по времени: 30 минут.
Опасные участки по ходу маршрута: переход проезжей части.
Историческая справка
Бюст Героя Советского Союза Ю.В. смиронова а аг. Буда, Дубровенский район, Витебская область
Место нахождения:аг. Буда (Пироговский сельсовет)
GPS – координаты:ш.54,65,89д. 30,6596
Год создания :1972г.
Юрий Смирнов родился 2 сентября 1925 г. в дер. Дедушково, Макарьевского района. После окончания средней школы и ремесленного училища работал сварщиком на автозаводе в Горьком (ныне Нижний Новгород).
Участник Великой Отечественной войны с января 1943 г.
В ходе Витебско-Оршанской операции, в ночь на 24 июня 1944 г. Юрий Смирнов участвовал в ночном танковом десанте, прорывавшем оборону противника на оршанском направлении.
В бою за деревню Шалашино был тяжело ранен и захвачен противником в плен. 25 июня немцы после жестоких пыток распяли Смирнова на стене блиндажа, исколов его тело штыками.
Гвардии красноармеец Юрий Смирнов погиб смертью героя, до последней минуты жизни оставаясь верным солдатскому долгу и военной присяге.
Похоронен в посёлке Ореховск Витебской области.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 октября 1944 г. за образцовое выполнение боевых заданий и проявленные при этом мужество и героизм Смирнову Ю.В. посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Награждён орденами Ленина и Отечественной войны I степени.
Приказом Министра обороны СССР гвардии младший сержант Юрий Смирнов навечно зачислен в списки 1-й роты 77-го гвардейского стрелкового полка Вильнюс, в котором служил.
Именем Смирнова названы: судно морского флота СССР, школы в разных городах, улица и Лицей № 89 в Кемерово, улицы в Нижнем Новгороде, в Борзе, Костроме, Макарьеве (где он жил), Кривом Роге, Перми, Липецке, Кадоме, Иркутске, Гусеве, Орше, Дубровно, Кинешме, Новосибирске, Красноярске. В посёлке Ореховск, деревнях Шалашино, Буда (Дубровенский район), Берестнёво Оршанского района установлены памятники Герою. Имя Юрия Смирнова носит сельскохозяйственный филиал ОАО «Оршанский комбинат хлебопродуктов». В г. Дубровно Ю.В. Смирнову установлен памятный знак в парке Воинской славы.
Содержание беседы с ребёнком по ходу движения по маршруту
Спросите у ребёнка знает ли он что-нибудь о Великой Отечественной войне.
Расскажите ребенку, что 22 июня 1941 года — одна из самых печальных дат в истории Беларуси, день, который нельзя забыть. В этот далёкий летний день люди занимались обычными делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девочки играли в «дочки — матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что мирную жизнь разрушит война. На нашу Родину напали фашисты, иноземные захватчики. И люди пошли воевать — защищать свою землю. Очень многие солдаты и мирные жители погибли в ВОВ.
Поинтересуйтесь у ребёнка: «Что и где ты слышал о войне? Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Как люди сохранили память о войне? (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях, снято в фильмах, в городах поставлены памятники).
Спросите у ребенка «Что такое памятники? Для чего их, возводят?» (слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить». Это скульптурные сооружения, обелиски. Строят их в честь какого-либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили этих героев на долю которых выпало тяжёлое время войны. Памятник — это напоминание нам о тех, кто погиб в партизанских отрядах, на полях сражений, кто просто не дожил до дня Победы).
После экскурсии рекомендуем выучить стихи о ВОВ, нарисовать рисунок.
Маршрут №3
Маршрут выходного дня «Веселая прогулка ВМЕСТЕ»
«Посещение библиотеки а/г.Буда"
Возраст ребенка: старший дошкольный возраст (5-7лет).
С собой можно взять: фотоаппарат, блокнот для зарисовок, питьё, влажные салфетки.
Содержание маршрута:
1.Подготовка к посещению библиотеки
Начинать подготовку к посещению библиотеки нужно заранее: поговорить с ребёнком о том:
-Что такое книга, обложка, переплет, страница (лист)?
- Где хранятся книги дома?
-Если книг скопилось очень много. И дома они уже не помещаются. Где же тогда нам хранить книги?
- Для чего нужны библиотеки?
- Кто такой библиотекарь?
-Где хранятся книги в библиотеке?
- Чем отличается книга от газеты и журнала?
- Чем отличается книжный магазин от библиотеки? И т.д.
Можно рассмотреть книги, поиграть в библиотеку, почитать стихи: С. Маршака «Книжки про книжки» и «Как печатали вашу книгу». Поучительный стих для детей, любящих грызть книжки В. Ходасевича: «Разговор человека с мышкой, которая ест его книги». Б. Заходера? «Заболела эта книжка» и т.д.
На первый раз не планируйте много. Запись в библиотеку и посещение читального зала – для начала вполне достаточно.
Объясните ребёнку права и обязанности читателя, действующие правила поведения в библиотеке.
2.Библиотека
Расскажите детям о том, что зал, в котором можно почитать книги, называется читальным. Здесь уютно, тихо и спокойно. В этом зале много не только книг, но и журналов и газет. Ребята приходят сюда почитать книги, посмотреть журналы, поиграть в игры. Зал, в котором выдают книги на дом, называется абонентным. Выдает книги читателям библиотекарь. Все книги стоят на стеллажах.
Ребенок должен понять, что в библиотеке книги не покупаются, а берутся во временное пользование. Выбранную из огромного разнообразия книгу, можно взять только после записи в формуляр читателя. После прочтения книга должна быть возвращена в нужный срок в целости и сохранности.
При выборе книг можно воспользоваться помощью библиотекаря. Он укажет на расположение книг по тематике и возрастным группам читателей. Позвольте ребенку первую свою книжку выбрать самостоятельно. Ненавязчиво предлагайте ребенку книги, которые на ваш взгляд соответствуют возрасту и интересам ребенка. Можно заинтересовать книжками, которые вы сами читали в детстве. Постарайтесь выбирать литературу разных жанров и разных авторов... Дополнительно в библиотеке проводятся различные тематические мероприятия, направленные на развитие детей. Поучаствуйте в конкурсах, викторинах, спектаклях, поотгадывайте загадки про сказочных героев.
3, поиграйте в игры «Чьё имя начинается на букву…?», «Что есть в библиотеке?»...
Это очень нравится детям любого возраста.
Можно сфотографировать ребёнка рядом с книжными стеллажами или в читальном зале вместе с понравившейся книгой.
После совместной прогулки не забудьте поинтересоваться у ребенка что ему запомнилось и больше всего понравилось при посещении библиотеки, где бы он хотел побывать ещё.
Предложите ребенку вместе нарисовать, слепить или сделать аппликацию увиденного на прогулке. Фотографии оформите на память в семейный альбом.
Дополнительная информация о маршруте выходного дня:
Время работы библиотеки:понедельник - пятница: 10.00-13.00, 14.00-18.00; суббота: 10.00-13.00, 14.00-16.00
Выходные дни: воскресенье.
Адрес:211044, Дубровенский р-н, д. Буда, ул. Ю. Смирнова, 2
Телефон: 8 (02137) 3 82 22
Библиотекарь: Рогова Наталья Евгеньевна |
Маршрут №4
Дубровенский районный историко-краеведческий музей
Место нахождения:Республика Беларусь, 211587, Витебская обл., г. Дубровно, ул. Комсомольская, 10А
Маршрут продвижения: автобус Осинтрф-Дубровно, остановка «Автовокзал».
Возраст воспитанников: 5-7 лет.
Режим работы и контакты:
8:00-18:00 пн, вт, ср, чт, пт, сб
Историческая справка
Государственное учреждение культуры «Дубровенский районный историко-краеведческий музей» начал свою деятельность 3 января 2020 года. Фонд музея составляет более 3000 единиц предметов музейного значения.
На данный момент в музее работают следующие экспозиции:
Гордость Дубровенщины
Дубровенщина в годы Второй Мировой войны
Бытовая культура белорусов: Дубровно - сквозь времена
Перед посещением музея актулизируйте знания ребенка о музее. Спросите его, знает ли он,что такое музей, какие музеи бывают, как вести себя в музее.
Музей – это дом, куда люди приносят и хранят ценные, редкие, старинные предметы. Музеи бывают разные: музей изобразительного искусства, где хранятся различные картины, скульптуры; военные музеи, которые рассказывают нам о военном тяжелом времени и другие. В музее созданы все условия, чтобы надолго сохранить старинные редкие предметы. Мы посетим краеведческий музей, рассказывающий о нашем крае.
Правила поведения в музее: 1.Громко не разговаривать. 2. Не бегать, ходить спокойным шагом. 3.Не толкаться! 4.Не трогать руками музейные экспонаты! 5 Внимательно слушать экскурсовода! И все запоминать!!
После посещения музея предложите ребенку нарисовать,что больше всего запомнилось. А также не забудьте сделать фото на память!
<section id="block-system-main"> </section>